Что такое бизнес-план и как его правильно составить

Версия для печатиSend by emailPDF version
бизнес-план

Составление бизнес-плана является первым серьезным шагом на пути воплощения своих предпринимательских идей в реальность. К сожалению, далеко не каждый начинающий бизнесмен имеет представление о том, каково реальное предназначение бизнес-плана, а о принципах и схеме его составления и говорить не приходится.

Информация, которую вы найдете в данной статье, призвана пролить свет на обозначенные выше вопросы, а также поможет вам составить свой первый бизнес-план. Но давайте не будем торопиться, а рассмотрим все в порядке очереди.

Что такое бизнес-план. Основные принципы составления бизнес-плана.

Бизнес-план является письменным описанием вашего будущего или текущего проекта. Это некий путеводитель по деловому миру, ставший обязательным условием построения успешного бизнеса.

При отсутствии бизнес-плана будет затруднительно и даже невозможно выполнить ряд целей, например, презентовать проект потенциальным инвесторам, донося до них весь перечень преимуществ сотрудничества с вами. Кроме того, опытный предприниматель всегда прибегает к бизнес-плану на этапе привлечения ключевых работников, во время поиска новых ниш, при общении с поставщиками.

Правильно составленный бизнес-план позволяет четко поставить цели проекта, построить стратегию и акцентировать внимание на возможных трудностях, чтобы не сталкиваться с ними без надлежащей подготовки. И это далеко не весь перечень преимуществ.

Форма и содержание хорошего бизнес-плана должны соответствовать ряду основных принципов. Например, общепринятым считается деление содержимого бизнес-плана на три последовательных раздела:

  • Первая часть – концепция бизнеса. Здесь рассматривается занимаемая ниша, структура бизнеса, конкретные продукты и услуги, которые вы планируете предоставлять клиентам, планы по развитию этих услуг.
  • Вторая часть – анализ рынка. В этом разделе составляется портрет потенциального клиента (кто он, где живет, чем занимается и так далее), анализируется насыщенность рынка похожими предложениями, определяется правильная стратегия позиционирования.
  • Третья часть – финансовые вопросы. Данные о доходах, расходах, движении денежных средств, а также ряд других финансовых коэффициентов, к примеру, отчетность о бухгалтерском балансе.

Как только вы соберете и скомпонуете достаточно данных по всем трем разделам, можно будет приступать к написанию бизнес-плана в том виде, в котором его не стыдно будет вынести на суд третьим лицам (кредиторы, инвесторы, потенциальные партнеры и прочие).

Составляем бизнес-план по классической схеме.

  1. Резюме. Выводы в бизнес-плане должны стоять в самом его начале, так как именно их и хотят увидеть те, кому вы станете демонстрировать результаты своего труда. В резюме должна быть обозначена цель бизнеса, краткое его описание и описание потенциального клиента, отличия от конкурентных предложений. Если вы нуждаетесь в дополнительном притоке средств, следует отметить, на что именно эти средства будут потрачены.
  2. О целях и задачах. Этот пункт необходимо всецело посвятить анализу идеи (его еще называют SWOT-анализом). Заняться следует перечислением сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз. Тут же ставятся цели бизнеса, дается характеристика нише, в которой вы планируете начинать деятельность.
  3. Товары и услуги. Нужно описать вашу продукцию или предоставляемые услуги, а также область их применения. Особое место уделяется необходимым технологиям и квалификации, но не стоит забывать и про лицензирование, получение патента. Крайне важно в этом разделе изъясняться максимально понятным для обывателей языком.
  4. Анализ рынка. Довольно важная часть бизнес-плана, поэтому ее следует делать развернутой. В содержимом обозначается величина рынка и прогнозы на ее изменение в будущем (будет рынок расти или же сократится), уровень заполнения аналогичными предложениями, сильные и слабые стороны конкурентов, прочее.
  5. Маркетинговая стратегия. Раздел оказывает серьезное влияние на потенциальных инвесторов и партнеров, а насколько положительным оно будет, зависит только от вас. Расскажите о том, по какому принципу устанавливается цена на ваш товар или услугу, по какой схеме она будет распространяться, как вы планируете стимулировать продажи. Иногда, если у начинающего предпринимателя посредственные познания в области маркетинга, имеет смысл привлечь к делу опытного специалиста.
  6. Производственный план. Изложение связанных с производством нюансов – информация об оборудовании и материалах, источниках их поставки, задействованной рабочей силе, подрядчиках и субподрядчиках. Не следует обделять вниманием и помещение, в котором планируется вести работу.
  7. Руководство. В пункт входит список лиц, причастных к управлению проектом, информация, касающаяся их вознаграждения и прочих нюансов деятельности.
  8. Привлекаемые средства. Данный раздел нужно полностью посвятить своим соображениям, которые касаются источников и сроков получения средств. В каком количестве и в какой форме они будут привлекаться? Когда инвесторам, если таковые будут, следует ждать возврата своих вложений.
  9. Финансовый план и возможные риски. Деловых людей принято разделять на две категории – умеющих оперировать цифрами и тех, кто терпеть их не может. Первым с составлением обозначенного выше раздела бизнес-плана справиться будет гораздо проще. Высчитать нужно следующие показатели: себестоимость продукции, ожидаемую прибыль, объем продаж, а также другие сопутствующие переменные. Особое внимание нужно уделить возможным рискам и мерам, которые позволят их минимизировать.
  10. Расширенная версия финансового плана. Сюда включается более детальное описание изложенных в предыдущем разделе переменных. Прибыли и убытки, объем продаж, движение наличности, балансовые ведомости.

Не лишним будет приложить к бизнес-плану дополнительные материалы, с которыми могут захотеть ознакомиться инвесторы, заказчики и партнеры – таблицы, наглядные графики и прочее в таком ключе.

Какой объем и внешний вид должен быть у бизнес-плана?

Конкретные цифры и данные никто вам не сообщит, так как их не существует. Но есть правила, которых стоит придерживаться.

Первое правило – ваш бизнес-план, особенно если он направлен на внешнего адресата, должен содержать минимум пространных рассуждений и максимум конкретики. Если уделять слишком много внимания мелочам, вы сами начнете путаться (что уж говорить о тех, кто будет читать это после вас). Кроме того, большой объем информации может просто утомить читателя или даже отвадить от прочтения. Приведем простой пример – вы рассылаете свой бизнес-план потенциальным инвесторам по электронной почте. И вот человеку в разгар рабочего дня приходит электронное письмо с текстовым файлом, в котором страниц 30 текста. Будет не удивительно, если он отложит его прочтение на потом.

Второе правило – бизнес-план должен быть четко структурированным, разделенным заголовками и подзаголовками, проиллюстрированным. Вам необходимо добиться такого результата, который позволит читающему бизнес-план человеку получить максимум информации при беглом просмотре. Многие серьезные предприниматели даже нанимают специалистов по оформлению, когда создают ориентированный на внешнего адресата бизнес-план.

Если будете придерживаться этих простых рекомендаций, у вас не должно будет возникнуть никаких трудностей.

Оставить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.