Совет юриста: как поступить, если не платит клиент

Версия для печатиSend by emailPDF version
не платит клиент

«Клиент всегда прав» - гласит правило успешного бизнеса, и такой подход почти всегда себя оправдывает. Однако, в случаях когда клиент попадается капризный, или просто не чистый на руку, возникает ситуация, при которой он отказывается оплатить товар или оказанную ему услугу.

Есть несколько простых советов, как найти выход из положения, и что предпринять в ситуации, когда не платит клиент.

Напоминание об оплате

После того, как истек оговоренный срок оплаты, дайте клиенту еще некоторое время  - три, пять дней. Не стоит напоминать о необходимости оплаты в день истечения договоренности. Бизнес жесток, но нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор. Клиент может заболеть или даже просто потерять ваши контактные данные, вследствие поломки техники, поэтому ждет, когда вы сами выйдете на связь. Свяжитесь с ним по телефону, или любым другим способом, представьтесь и тактично напомните о сделке. Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах, ведь случается, что клиент давно перечислил вам деньги, а в задержке виноват банк или сбои в работе платежной системы.

Письменное уведомление

Если клиент — организация, учреждение или предприятие, направьте на его адрес уведомление, с требованием оплатить услугу в установленный срок. Такой срок необходимо определить самостоятельно, с учетом реальности и разумности требования. Уведомление должно быть предельно кратким и корректным. Обязательно укажите в нем свои реквизиты.

Претензия

Претензию стоит направлять, когда все разумные сроки оплаты истекли, а на уведомление клиент никак не среагировал и не платит. Претензия это официальный документ, который предваряет судебное разбирательство, последняя ступенька перед подачей иска в суд и принудительного взыскания оплаты по договору. Написать ее самостоятельно, несложно:

  • - В шапке письма укажите реквизиты адресата, и свои обратные реквизиты.
  • - В вводной части  - дату и предмет соглашения и сроки оплаты
  • - В тексте претензии укажите на истечение сроков оплаты и о намерении довести дело до суда.
  • - В заключительной части установите срок выполнения требований. Должнику принято давать десять дней на добровольное исполнение условий соглашения, но допустимо установить меньший или больший срок.
  • - В конце текста поставьте дату и свою подпись.

Используем услуги коллекторов

Не только банкам и кредитным организациям дано право прибегать к помощи коллекторских агентств, когда не платит клиент. Такие «помощники» вполне охотно соглашаются работать даже с физическими лицами. Остается только решить: готовы ли вы отдать за их услуги от 25 до 40% от суммы задолженности. К коллекторам стоит прибегать лишь в том случае, когда доводить ситуацию до суда крайне невыгодно.

А был ли договор?

Первое правило любой сделки — фиксация условий на бумаге. Даже самые незначительные договоренности необходимо скреплять письменным соглашением или простой распиской, если в деле участвуют деньги. Отсутствие письменного договора полностью лишает вас шансов на правовую защиту, и надеяться остается только на честность самого клиента.

Нередки случаи, когда договор есть, но его условия составлены так, что клиент может вообще не оплачивать сделку. К ним относятся договора, составленные без учета требований действующего законодательства. Либо не платит клиент намеренно, и он неверно указал в договоре свои реквизиты или использовал подставные данные. Это уже мошенничество, которое требует прямого вмешательства правоохранительных органов.

Клиент не доволен

Случается, что не платит клиент, когда недоволен полученным результатом сделки. В этом случае стоит пойти на диалог и добровольно устранить все недочеты, если конечно таковые действительно есть. Лучше проделать лишнюю работу, чем потерять возможного постоянного партнера.

 

Принимаем жесткие меры, когда не платит клиент намеренно

Если у вас есть рычаги давления на клиента, то после применения всех вышеизложенных мер, приступайте к действиям. Вы можете, например, прекратить поставки товара, или отказать в обслуживании, до полного погашения задолженности. Просрочка оплаты более месяца — это повод для обращения в суд за принудительным взысканием задолженности.

Не поленитесь прибегнуть к услугам юриста, специализирующегося на взыскании долгов. Специалист быстрее найдет подход к нерадивому клиенту.

В любой конфликтной ситуации сохраняйте спокойствие. Будьте предельно вежливы, и не допускайте проявления эмоций и бестактности. Даже когда клиент проявляет грубость, не идите у него на поводу, и не опускайтесь до оскорблений, или повышенных тонов.

Всегда оформляйте отношения в письменной форме, внимательно изучайте договора, и требуйте предоплату, особенно если работаете с клиентом впервые.

Эти простые правила помогут вам поддерживать репутацию делового человека и избегать ситуаций, когда клиенты преднамеренно не платят.

Оставить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.